Фотограф и великие художники

Мы часто пользуемся работами других фотографов, их уроками, чтобы чему-то научиться, повысить свое мастерство. Но ведь вокруг множество полотен великих мастеров живописи, портрета. Ведь они использовали те же методы, почему бы не поучиться у них. Что фотограф может почерпнуть у великих художников.Рафаэль Триумф Галатеи

150 лет назад фотография начала постепенно проникать в ту сферу искусства, которая ранее принадлежала только живописи, и это вызвало немало споров о ее статусе. Люди обсуждали, можно или нельзя считать фотографию настоящим искусством. Можно констатировать, что фотография и живопись сильно повлияли друг на друга, и фотограф во многих аспектах не слишком отличается от работы живописца.
Общим для них являются определенные визуальные принципы, разработанные сотни лет назад и во многих отношениях все еще действующие сегодня. И фотографы, и художники не работают ни с чем, кроме простого двухмерного изображения. Их цель – дать ему жизнь, иллюзию движения и пространственной глубины. Как они могут это сделать? Нет лучшего способа обучения, чем рассмотреть работы, которые не зря считаются произведениями искусства уже несколько столетий.

Как подчеркнуть объект

С самого начала живопись уделяла огромное внимание композиции. На египетских фресках важные фигуры были нарисованы самыми крупными. Позже были разработаны основы композиции, принципы вертикали, горизонтали и диагонали. Это вызывает наибольший интерес у фотографов. В реальном мире есть только точки и кривые, трудно найти настоящие прямые линии (вне архитектуры). Но художники активно использовали абстракцию этих линий, чтобы сознательно направить взгляд зрителя к наиболее важной части картины.
Когда вы смотрите на картину Рафаэля “Триумф Галатеи”, вы ясно видите три основные линии, которые определяют суть картины. Первая линия ведет вдоль стрелы ангела, расположенного слева героини, и продолжается через макушку нимфы вдоль поводьев дельфинов. Вторая линия ведет вдоль стрелы ангела, расположенного справа, и продолжается вдоль оси тела нимфы и других фигур, расположенных под ней. Третья линия образована краем шарфа и волос, сливающихся вместе и развевающихся на ветру. И главный предмет нашего интереса лежит на пересечении этих трех линий.Триумф Галатеи Рафаэль

Иллюстрация. Рафаэль, “Триумф Галатеи”, ок. 1512-1514

Также обратите внимание как Рафаэль выделил фигуру Галатеи с помощью баланса композиции – группа человеческих фигур справа имеет аналог слева. Плавающий мальчик в нижней части картины имеет противовес в фигуре маленького ангелочка в самой верхней части картины, причем их тела ориентированы в противоположных направлениях. Эти различные направления также создают иллюзию движения. Взгляд нимфы и направление ее развевающихся волос и шарфа противостоят направлению, создаваемому упряжкой дельфинов. Рафаэль вызывал восхищение из-за способности рисовать свободно движущиеся фигуры. И в самом деле, на этой картине зритель видит ветер, овевающий Галатею.
Вы можете часто встретить похожие методы управления взглядом зрителя. Взгляните, например, на следующую картину Караваджо “Неверие апостола Фомы”. В ней линии взгляда направляются прямо на раны Христа, которые, собственно, и являются главной темой картины.Караваджо

Иллюстрация. Караваджо, “Неверие апостола Фомы”, ок. 1602-1603

Организация пространства

Чтобы организовать пространство, художники также использовали диагонали. Работа Делакруа “Смерть Сарданапала” легко могла стать хаотичным смешением множества тел, фигур, веществ и объектов. Однако Делакруа заставил Сарданапала лежать на ярко-красной ткани, и эта ткань отчетливо выделяет две диагональные линии, которые облегчают ориентацию на картине. Но художники не просто работали с прямыми линиями, они также организовали пространство на картине с помощью кривых, которые могут вести за собой человеческий взгляд.Эжен Делакруа

Иллюстрация. Эжен Делакруа, “Смерть Сарданапала”, 1827

Например, Рубенс соединил целую процессию, ведущую к Деве Марии, как единую дугу, поддерживаемую жестами фигур и наклонами их голов. Это привлекает внимание зрителя и заставляет следовать глазами за процессией от нижней части картины до фигуры самой Марии.Пауль Рубенс

Иллюстрация. Питер Пауль Рубенс, “Мадонна на троне с младенцем и святыми”, ок. 1627-1628

Работа с линиями также использовалась в пейзажной живописи, где она в основном служила для создания впечатления пространства и перспективы. На картине, выполненной импрессионистом Альфредом Сислеем, глаза зрителя следуют линиям, образованным кронами деревьев, крышами домов и краями улицы, которые объединяются в нижней трети полотна и оставляют впечатление продолжения пути где-то далеко за холмом.Альфред Сислей

Иллюстрация. Альфред Сислей, “Автомобильная дорога”, 1873

Контраст светлых и темных поверхностей

Другая техника, часто используемая художниками, состоит в чередовании светлых и темных поверхностей. Затемняя все окружение, вы выделяете объект изображения в центре. Конечно, работает и обратное: темный объект на светлом фоне имеет тот же эффект. Часто этому способствует определенная схематичность и упрощение фона. Очевидна параллель с использованием глубины резкости которую использует фотограф. Рембрандт использовал это прием очень эффективно на картине “Примирение Давида и Авессалома”. Темные тона на заднем плане резко контрастируют с яркой сияющей фигурой на переднем плане и, таким образом, придают ей гораздо более сильный акцент.Рембрант

Рембрандт ван Рейн, “Примирение Давида и Авессалома”

Сочетание светлых и темных областей также помогает сформировать ритм. Обратите внимание на то, как Каспар Дэвид Фридрих использует этот прием, когда переплетает легкий туман и темные вершины холмов почти по всей поверхности своей картины. Ритм полностью непрерывен, при этом вершины холма красиво выделяются.Давид Фридрих

Иллюстрация. Каспар Давид Фридрих, “Пейзаж в Силезских горах”, ок. 1815-1829

Мастера Света

Работа со светом, его направление, интенсивность и фокусировка, была одной из мощных техник рисования, которая особенно активно использовалась у голландских мастеров живописи XVII века и, конечно, у других художников. В этой технике самая важная фигура на картине получает больше света, а менее важные остаются в тени, как вы можете видеть на картине Веласкеса “Продавец воды в Севилье”.Диего Веласкес

Иллюстрация. Диего Веласкес, “Продавец воды в Севилье”, ок. 1619-20

Подобный подход наблюдается и на картине Адриана ван Остаде. Основные события на переднем плане подсвечиваются, а второстепенные события на заднем плане затенены и размыты. Это также привносит в картину ощущение пространства для зрителя.Адриан ван Остаде, "Крестьяне в интерьере

Адриан ван Остаде, “Крестьяне в интерьере”

Настоящим мастером работы со светом признан Рембрандт. И поэтому есть даже студийный световой эффект который использует фотограф,  названный в его честь, когда часть лица человека покрыта тенью, и освещается только один глаз и небольшое треугольное пространство под ним. Этот вид освещения, называемый “треугольником Рембранта”, придает портрету легкий оттенок драмы.Рембрант

Рембрандт ван Рейн, “Автопортрет”, ок. 1655-1658

Во времена голландских мастеров была также открыта красота естественного освещения. Особенно известен тут Ян Вермеер. Этот художник будучи младше Рембрандта, стал работать в направлении живописи, противоположном предшественнику. Он преднамеренно смягчал высококонтрастные переходы и позволял сиять естественному свету. Это теперь использует каждый фотограф. Картины Вермеера являются отличным источником вдохновения для того, чтобы научиться ощущать обычный наружный свет.Ян Вермеер

Иллюстрация. Ян Вермеер, “Молочница”, 1660

На анализ некоторых приемов и использования света в живописи можно написать много книг. Но, как это ни странно, освоение нескольких базовых приемов не требует много работы.  Фотограф должен просто приглядеться.  Смотрите на произведения искусств, оглядывайтесь вокруг и внимательно ищите визуальные образы. Как только ваш глаз привыкнет к поиску линий, поведению естественного света или эффектам сильных контрастов, он подсознательно будет подмечать все это без особых усилий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *